БРЕНДЫ
КАТАЛОГ
basketWidget

Газовые горелки туристические KOVEA

С некоторым отставанием от прогресса в этом году я впервые ходил в поход с газовыми горелками туристическим вместо примусов. Поход был горный, IV категории и проходил на высотах от 2700 до 4500. Три года назад аналогичный поход был пройден с использованием примусов Огонек". Таким образом, подобрался почти идеальный материал для сравнения свойств примусов и газовых горелок туристических. Сначала напомним свойства примусов: во-первых, они работают на бензине. Бензин, как известно, вонюч и ядовит. Кроме того, даже применение проверенных пластиковых бутылок (лучшей известной мне тары под бензин), не всегда спасает от протечек, которые могут непоправимо испортить некоторые предметы снаряжения, спальник например.

В борьбе с протечками очень важно, какой тип бутылок выбрать. Если в походе I-III к .с еще можно использовать то, что под руку подвернется, то при подготовке более сложных походов необходимо тщательно отобрать бутылки и убедиться в их герметичности. При подборе типа бутылок перед зимним походом VI к.с. применялись самые разнообразные средства, в том числе бросание полных бутылок с 5 этажа и получасовая игра в футбол заполненной бутылкой. В обоих номинациях выиграла бутылка из под водки McCormick, что привело к сильному напряжению организмов участников похода, ведь надо было освободить достаточное количество посуды :).

Газовые горелки туристические KOVEA TKB-N9703-1L

Следующее всеми любимое свойство примуса это то, что его надо разжигать, преодолевая ожесточенное сопротивление. Некоторые примусы более упорны, другие более покладисты, но все равно разжечь примус это не слишком быстро и не слишком просто. Особенно ближе к концу похода, когда уплотнения уже не те, что были в начале и горелку успели пару раз чем-нибудь залить. Даже при идеальном раскладе разжечь примус меньше чем за 5-10 минут мало реально. Напоследок стоит сказать о том, что примус весьма небезопасен. Недавно при заправке примуса сожгли "Приют 11" и это лишь самый известный случай. Сколько людей и имущества пострадало от возгораний примусов, вряд ли можно сосчитать.

Газовые горелки туристические KOVEA TKB-8911-1

Совершенно естественно, что не все свойства примусов относятся к недостаткам. Есть и неоспоримые достоинства. Бензин дешев и доступен везде. Пустой примус вполне можно возить самолетом, а бензин докупать на месте. Бензин штука многоцелевая: можно костер разжечь, можно перед подклейкой подошвы поверхность обезжирить и т.д. Примус вполне ремонтопригоден, устройство чисто бензинового примуса настолько прозрачно, что починка примуса является вполне обычным делом. Примус можно заправлять, не дожидаясь пока выгорит весь бензин в бачке. Это имеет смысл делать тогда, когда израсходована половина или более бачка (естественно имеется в виду заправка холодного примуса до начала использования, а никак не доливка бензина в горячий примус). Дозаправка позволяет все время работать с полной мощностью, имея достаточное давление в бачке. Так как при работе примус по определению разогревается, то температура воздуха важна только в момент розжига, от нее зависит, как сильно и долго придется прогревать примус перед запуском. Но если уж примус зажгли, то дальше уже неважно, сколько сейчас -30 или +30.

Переходя к эксплуатации горелок необходимо понимать, что это вовсе не "улучшенный примус", а совсем другой предмет. Непонимание этого факта доставило нашей группе немало неприятностей, о которых ниже. Свойства газовых горелок туристических не так известны, как примусов, поскольку газовые горелки туристические

Газовые горелки туристические KOVEA TKB-9901

начали использоваться в российском туризме всего несколько лет назад. Тем не менее можно отметить следующее: газовую горелку туристическую не надо прогревать: открыл кран, поджег и все (поджигать ее приходится спичкой иди зажигалкой, так как общий опыт показывает, что пъезоподжиг работает только в идеальных условиях). Работающую газовую горелку туристическую можно регулировать не хуже домашней газовой плиты, если надо можно дать мощный факел, если не надо, то маленький огонек. Так как газ, в отличие от бензина, не разрушает резину, то все уплотнения горелки гораздо более надежны, еще важнее то, что из-за охлаждения баллона при горении, резиновые прокладки нагреваются гораздо меньше, чем у примуса. Горелка весит меньше примуса. Топливо для газовых горелок туристических упаковано изначально. Причем в герметичную и удобную тару. Горелка куда безопаснее примуса по многим причинам. Что происходит если сильно перегреть примус? Правильно: срабатывает клапан и из него бьет струя бензина. Что происходит при перегреве баллона? Выворачивает дно, и вся конструкция падает, но утечки горючего не происходит. Конечно, если еще нагреть, то баллон разорвет, но случайно такого добиться практически нереально. Есть у горелок и недостатки: Значительные проблемы может вызвать транспортировка газа. Перевозить газовые баллоны запрещено везде: в поездах, автобусах и т.п., не говоря уже о самолетах. Причем, если запрет на перевозку баллонов в поезде скорее всего перестраховка, то возить баллоны в самолете действительно опасно. Учитывая то, что купить газ "на месте" не так просто, такая ситуация может вызвать серьезные проблемы.

Газовые горелки туристические KOVEA KB-1109

Известен случай, когда группе горных туристов было необходимо провезти газ (более 15 баллонов по 450 г.) самолетом. Надежды на то, что удастся пронести этот газ мимо контроля незамеченным, не было. Поэтому были приняты меры: все баллоны были обклеены этикетками от банок с красками, на днище баллонов были нанесены мазки краски (как это обычно бывает на банках). На контроле, когда банки были обнаружены, было заявлено, что это краска, которую везут тетушке, потому что там она в страшном дефиците. Как ни странно, этот блеф увенчался полным успехом.

Еще одна особенность газовых горелок туристических: это сильное влияние температуры воздуха на работу газовой горелоки туристические. Так как баллон с газом охлаждается по мере горения, то при низкой температуре окружающего воздуха сжиженный газ в баллоне перестает испаряться и горение прекращается. Для эксплуатации горелок при низких температурах предлагаются специальные химические грелки. Подразумевается, что эту грелку надо прогреть в кипящей воде, после чего в течении 1-2 суток запасенное тепло можно использовать. Увы, при температурах ниже - 8-10 грелка становится практически бесполезна, т. к. хранит тепло не более 2-3 часов. Газовые горелки туристические Kovea с подключением баллона через шланг лишены описанного недостатка: при их использовании в холод баллон кладется сверху на нагреваемый котел, что позволяет нагревать баллон теплом собственно газовой горелки туристические. Для розжига любого типа газовой горелки туристической в очень холодную погоду можно погреть баллон снаружи спичками или зажигалкой - газ закипает и давление в баллоне поднимается.

Газовые горелки туристические KOVEA  KB-1006

В общем, применение в туризме разнообразных газовых горелок туристических - это явный шаг вперед. Удобство, простота и безопасность эксплуатации горелок, на мой взгляд, вполне окупают немногие имеющиеся проблемы.

Достоинства газовых горелок туристических:

  • Легко зажигается
  • Удобная и простая регулировка
  • Высокая надежность
  • Малый вес

Недостатки газовых горелок туристических:

  • Трудности с перевозкой топлива для газовых горелок самолетом
  • Изрядные проблемы при низкой температуре воздуха (для горелок, навинчивающихся на баллон)

Расход газа можно грубо принять 50-60 г. в день на человека при минимально бережном расходовании газа. При этом имеется некоторый запас, т.к. при таком расходе удавалось несколько раз топить воду из снега и льда, а также в отдельных случаях обогревать палатки. Газ расходовался на завтрак (каша + чай), обед (бульон) и ужин (каша + чай). Все, что надо было варить, варилось в автоклаве (объем 400 мл. на человека). Вода под чай и бульон кипятилась в открытой посуде (500 мл. на человека).

Статья написана Александром Хайтиным.