БРЕНДЫ
КАТАЛОГ
basketWidget

Бензиновая горелка и топливо

В очередной раз столкнувшись с необходимостью довезти самолетом на Кавказ несколько балонов с газом для горелки и с проблемами при досмотре в аэропорту я задумался о покупке бензиновой горелки, работающей на жидком топливе, которое можно не везти, а купить на месте. Выбор между разными бензиновыми горелками свелся к выбору между горелками Primus Himalaya MultiFuel и MSR XGK™ Expedition, бензиновая горелка Coleman была исключена, как имеющая очень плохие отзывы. Была куплена бензиновая горелка Primus - подкупила возможность использовать не только жидкое топливо , но и газ. А теперь собственно к теме статьи. Фирма Primus в инструкции к бензиновой горелке довольно расплывчато указывает отличия в работе бензиновой горелки на газу и жидком топливе. Например указана только одна мощность 2800 W, время закипания 1 литра воды на жидком топливе Primus, газе и бензине 3,5 минуты, на керосине 4,5 минуты. Дальше указано, что на одном балоне газа ( вес газа 225 г ) бензиновая горелка может работать от 1,4 до 2,8 часов и за это время можно вскипятить 15 литров воды, на одной заправке бензином ( 510 мл.) можно вскипятить 16-20 литров воды, а на 850 мл. керосина 28-32 литра. Честно говоря поражает бессистемность подбора характеристик и их разброс +/- 100%. Глубже в инструкции встречается таблица сравнения различных видов топлива по энергии и высчитан некий "индекс пригодности для приготовления пищи"

Что имела фирма Primus под параметром "энергия" не совсем понятно - скорее всего это низшая теплота сгорания в в газообразном состоянии кКал/кг, данные в других источниках отличаются, но не очень сильно. Эти данные никак не согласуются с житейским наблюдением, что на бензине закипает быстрее. Это объяснимо, если вспомнить, что горят пары бензина и газ не в жидкой , а в газообразной фазе. Фирма Primus рекомендует использовать для газа и бензина одну форсунку (диаметром 0,35 мм), поэтому можно предположить, что за одно время мы сжигаем одинаковый объем газа и паров бензина. Но низшая теплота сгорания в газообразном состоянии кДж/м3, т.е. на единицу объема, а не веса у бензина в 2,5 раза выше. Из этого можно сделать вывод, что на бензине готовить быстрее, но расход бензина будет незначительно выше - до 15 %. Теперь несколько слов о весе и объеме бензина и газа. Газовая смесь пропан/бутан имеет плотность около 550 кг/м3, но балоны с газом нельзя заполнять "под пробку" и кажущаяся плотность газа в упаковке составляет около 440 кг/м3. У бензина плотность и плотность в упаковке совпадают, и составляют от 720 до 800 кг/м3 ( зависит от марки бензина). Кажущаяся плотность бензина меньше реальной только во фляге с насосом (которая непосредственно прикреплена к бензиновой горелкае) - инструкция рекомендует наливать во флягу объемом 600 мл. не более 530 мл. Стандартный способ переноски бензина - в пластиковых бутылках из под минеральной воды, что дает значительную экономию в весе относительно газовых балонов, а отличие в объеме переносимого груза еще более значительны.

Бензиновая горелка и топливо - вывод

Плюсы бензина -готовить на бензине быстрее, расход бензина не выше, чем у газа ( учитывая вес и объем балонов может быть даже и ниже), бензин не только дешевле, но и гораздо более распространен, чем газ и его можно не везти издалека; минусы- бензин протекает и пахнет, для розжига бензиновой горелки нужно время (для Primus 1-1.5 минуты) и делать это в палатке по меньшей мере затруднительно. И последнее - цена: горелка Primus Himalaya MultiFuel стоит около 120$. Для меня главным в выборе стала возможность не везти газ из Москвы и сокращение времени приготовления. Как и во всем остальном баланс плюсов и минусов и их важность для каждого определяет выбор, если ваши приоритеты отличаются от моих , то выбор может быть совсем другим.

Бензиновая горелка Primus

В связи с этим хотелось остановится на особенностях бензиновой горелки Primus Himalaya MultiFuel. Комплектация бензиновой горелки Primus: Горелка, фляга для бензина. Набор ЗИП: универсвльный ключ, форсунка для керосина, прочистка для форсунки.

В этой бензиновой горелке бензин тоже проходит по трубочке через пламя и фирма Primus знает о том, что она может забится сажей, поэтому в эту трубку вставлен специальный фильтр/рассекатель. Этот фильтр выполнен из отрезка витого стального троса, который легко вынимается и может быть очищен. Методы очистки просты и очевидны: помыть в бензине, прокалить в пламени бензиновой горелки или костра, отбить сажу несильными ударами. Для снижения образования сажи в подводящей трубке фирма Primus рекомендует выключать горелку переворачивая флягу с бензином (на фляге маркировано положения ON/OFF). Специальный клапан перекрывает поступление жидкого бензина, но не перекрывает подачу паров. Следования указаниям фирмы и регулярная очистка фильтра позволяют добится безотказной работы на бензине практически любого качества.